Magnificent Memoirs

LABOR-Prime
лаборатория творчества
На этой странице публикуются все наиболее
экспериментальные работы MM

Лаборатория творчества: звуковой эксперимент

ВНИМАНИЕ!: Эксперимент воздействует на работу головного мозга. Любопытствующим со слабой нервной системой (или людям, находящимся в пограничных психологических состояниях) просмотр не рекомендуется! Для тех же, кто «близок к просветлению», погружение в звуковое пространство эксперимента поможет активизировать работу правого (творческого) полушария мозга. Удачи! ММ

Предварительные результаты звукового эксперимента были получены в ходе работы со студентами добровольцами РГГУ (каф. Творчества). Полностью эксперимент был проведен 18.03.2012г., приуроченный к Прецессии Равноденствия 2012г.
Участники эксперимента:
Мария Чершинцева (автор, практик), Елена Чершинцева (практик), Асканаз Арутюнян (тех.обеспечение, практик).

Видео-результаты эксперимента предлагаются нами к просмотру в двух вариантах: основной (непрерывно воссозданное звуковое поле) и развернутый (пошаговая видео-грамма с комментариями участников).

Аннотация (Гипотеза):
Прикосновение к музыкальной стихии экспериментально само по себе и для профессионалов, и для любителей музыки. Все дело в особом свойстве музыкальной «материи», рождающейся из невесомой идеи (интуиции, эмоционального стремления), обретающей столь же невесомую, но уже вполне ощутимую, физическую звуковую «плоть», и после – растворяющейся в тишине пространства. Музыкальная гармония столь же мимолетна, сколь подвижен случайно выхваченный образ в облачном небе, а глубина эмоций в музыке соразмерна глубине нашей души. Музыка таинственна и вместе с тем близка каждому из нас, ее стихия притягательна. В ней сочетаются земная, архаическая динамика и вечное стремление к идеальному, неуловимо хрупкому.
Таким образом, музыкальный эксперимент предполагает широкий круг вариаций на исходную «звуковую» тему. Импровизируя, мы открываем для себя весь многообразный диапазон музыкальных форм, эмоций, смыслов, стилей ... и, в конце концов, лишь открываем самих себя. Что такое музыка, если все качественные и количественные характеристики этого вида искусства говорят нам лишь о конкретных примерах проявления музыкального делания? В чем суть музыки, если ощущение верного пути к ответу на этот вопрос появляется, лишь приближаясь к источнику творчества в самом себе?
Мы поставили эксперимент! Забыли о правилах и профессионально-кастовых отличиях и обратились к глубине собственных музыкальных ощущений и эмоций, позволили музыке прозвучать «внутри» нас, не довольствуясь привычным «извне». Мы начали с начала, где звук родился из тишины, на наших глазах сформировалась первая музыкальная «молекула» – звуковой тон, потом проявилась еще не возведенная в степень эмоция, а затем… мы фантазировали о музыке будущего, обращенной к космическим сферам. Звуковые микро- и макромир одинаково доступны в музыкальном измерении, и чтобы попасть туда, нам нужно лишь этого пожелать!
Как принято в научном мире, наш эксперимент был заснят на видео. Мы с удовольствием делимся его результатами с арт-сообществом и всеми любителями прекрасного.

«Рождение Гармонии» и «Музыкальные Атомы»

Ход эксперимента, этапы:

  • «Рождение Гармонии» – процесс постепенного постижения звука, ритма – (музыкальной материи), – представляющий собой «возвращение» к основам музыки, ее мельчайшим частицам, сформировавшим когда-то первый музыкальный «организм». Слушателям/зрителям нашего видео-фильма предлагается погрузиться в саму «молекулярную структуру» музыки, в зону ее исходных составляющих, свободных от законов стилевых и жанровых систем. Этот микроуровень, не содержащий еще многозначности смысловых, драматургических и символических линий, доступен каждому человеку, желающему прикоснуться к музыкальной ткани. Простота взаимодействия музыкальных «молекул» – всепроникающая и всеобъемлющая. Знание законов «микроуровня» музыки априори заложено в каждом «слышащем» человеке.

  • «Музыкальные Атомы» – собственно участники эксперимента, люди, выполняющие роли музыкальных тонов, «атомов», частиц музыкального целого. Их задача – воссоздать покоящийся на звуковой глубине активный музыкально-делательный процесс. М.А. импровизируют, повторяя, реконструируя собственными силами процесс рождения музыки, от «внутриядерных» реакций («протонная» и «нейтронная» зоны – ритм и звук) к формированию структуры музыкальной «молекулы» (созвучие, ритмо-формула) и «межмолекулярному» взаимодействию (музыкальная драматургия).


Процесс: [кратко и схематично]:
  1. «Протонная» и «нейтронная» зоны: ритм и звук:
    1. Протоны (заряженные частицы атома) – РИТМ как основа (опора) музыки:
      1. Симметричный - ПРОСТОЙ: простой ровный, вопрос-ответ («маятниковая волна»), ровный развивающийся (вариация ритм-ответа); простой круговой ритм (несимметричный, удары в барабаны или хлопки (каждый по одному удару) по кругу);
      2. Асимметричный – «СБИВКА» (простая повторяющаяся (симметричная), несимметричная: расширяющаяся-сжимающаяся; «сбивка-формула»;
      3. Вне-симметричный – «ХАОС»: «сбивка» хаотического развертывания, импровизация в ритмизованном, но дезорганизованном звуковом поле.
      Комментарий: [Первый вид импровизации («протоны») погружает участников эксперимента на самый глубинный уровень «биения музыкального сердца». Импровизация начинается с простых и ровных ударов, создающих равномерное (как круги на воде) звуковое поле. Участники могут почувствовать, что в этом исходном биении потенциально заложено все музыкальное многообразие.
      Возникающие ритмические вариации проявляют потенциальную музыкальную энергию. заложенную в первом ударе. Они последовательно расширяют звуковое поле, развивают его, подобно росту живого побега из семени.
      Как заложено в самой природе, царство симметрии нарушает первый асимметричный ритмический импульс («сбивка»). Его появление предвещает грядущие метаморфозы, преобразования ритмической (и звуковой) материи, конфликтные столкновения, динамику будущего развития.
      Участники эксперимента ощущают, как постепенная ритмическая эволюция наполняется большей активностью, доходя постепенно до абсолютной свободы и «буйства» хаотичного ритмического поля. Крещендирующая ритмика, достигая предела своей свободы, как и предельно ускоряясь, возвращается к первому ровному удару. Так замыкается «протонный» круг].
    2. Нейтроны (энергетически нейтральные частицы) – ЗВУК как музыкальная «плоть».
      Рождение внутреннего звука:
      1. нахождение индивидуального звука;
      2. встраивание собственного звука в вибрирующее многоголосное звуковое поле.
      Комментарий: [Импровизация «нейтроны» состоит, главным образом, в осознании рождающегося в глубине человеческой интуиции звука. Того звука, который еще не окрашен стилистически и жанрово, который предшествует будущей музыкальной эмоциональности, находясь в самой ее основе. Этот звук (индивидуальный для каждого участника эксперимента) есть первый импульс возникающей звуковой волны, вибрирующего звукового поля – «первоматерии» любой музыкальной композиции. Участники могут ощутить эту вибрацию свободно льющегося звука. Она особенно очевидна при соединении двух и более голосов в единый звуковой поток].
  2. Становление «молекулярной структуры», зона формирования музыкальных «молекул»: созвучий и ритмо-динамики.
    1. «Атомы» формируют «молекулы»:
      1. 1. консонанс (простой, двусоставный (расширяющийся звуковой спектр), тре-звучный, «терционный» и вариации на эти созвучия),
        2. «биение» - (Б.-секунда) – соседствующие тона могут создать как диалог, так и зону конфликта (М.-секунда),
        3. диссонанс (путь от секунды к тритону и от М.-секунды к Б.-септиме) – двусоставные диссонансы, многозвучные диссонансы (рождение кластеров).
      2. Комментарий: [В «молекулярной» импровизации участники эксперимента проходят путь развития и метаморфоз звуковых «молекул» (созвучий), произошедший как минимум за два с лишним тысячелетия истории музыки. Унисонный консонанс, с которого начинается эта импровизация, уникален сам по себе, поскольку все разнообразие индивидуальных звуковысотностей, интуитивно найденных в предыдущей импровизации звучаний, он сводит к единой звуковой линии, снимая вибрационное биение многозвучия. Так однажды «открытый» унисон стал звуковой основой сакрального молитвенного пения. Постепенно исследуемое участниками многообразие консонантных созвучий открывает особое звуковое поле, собственно и называемое нами «гармоничным». Но будет ли эта звуковая гармония полной, или мы открыли лишь одну ее часть? «Биение» (физический эффект) двух наиболее близко расположенных тонов (соседство почти равное единству, т.е. предполагаемое нами как почти гармоничное) поставит перед участниками эксперимента вопрос о возможной неполноте гармонии вне музыкального противоречия и, как следствие, диссонанса. Но и последний, открыв себя, на пике своего всеобъемлющего, всепоглощающего звукового поля, «опрокидывается» максимально насыщенным кластером в симметрично упорядоченную звуковую систему. «Молекулярный» состав музыкальной материи раскрыт].
      3. Созвучия наполняются динамикой ритма: от простых, через простую «сбивку», к вне-симметричным.
    2. «Молекулярное» взаимодействие: рождение музыкальной драматургии.
      1. Конфликт: смешение и борьба консонанса и диссонанса, симметрии и асимметрии.
      2. Равновесие: борьба и единство (взаимопроникновение, путь через секунду и обратный – через кластер, путь через «сбивку» в ритмический хаос и обратно – к ритмической простоте).
      3. Синтез: рождение Гармонии.
      Комментарий: [В этой импровизации участникам эксперимента предлагается смоделировать (музыкальными средствами) ту или иную драматургическую модель, из тех, что присутствуют в основе любого музыкального «организма». Создать и проследить эволюцию – «молекулярное» взаимодействие – основных составляющих музыкального целого, разнородных, противоречивых, но стремящихся к органическому синтезу, к построению той Гармонии, которая и может быть названа абсолютной].
    3. В итоге эксперимента воссоздается совершенно не скованное какой-либо музыкальной «догмой» звуковое «полотно», которое может быть названо: «Рождение гармонии из хаоса космических сфер», представляющее собой звуковую мистерию голосов и ритмической пульсации. Так имманентно формируется Звуковое Целое.

Мария Чершинцева