Magnificent Memoirs

Рука Magnificent Memoirs
"MM"
"Vox Astorum"и"La Campanella"

представляют:

"Мистерия Рождества"
Эмблема Мистерии Рождества
«Мистерия Рождества» задумана как рождественское музыкальное действо в средневековом духе, где строгое звучание Кантиг – средневековых песен – сочетается с таинственностью космических органных созвучий, а рождественские символы наполняются живой эмоцией человеческой сопричастности великому и возвышенному событию. Музыка следует символическому канону, проходя шаг за шагом священные мгновения рождественской истории.

1.«От Хаоса к Космосу»
(Д. Пахлавуни и «Vox Astorum»)

Первый эпизод Мистерии рождается в звучащем хаосе, сценическом сумраке, в дремлющей, но постепенно пробуждающейся темной космической материи, таящей в себе предощущение грядущего света. Музыка повторяет мистический путь от гулкого Хаоса к звучащему гармоничному, сияющему Космосу. И вот…

2.«Вифлеемская звезда» (Д. Пахлавуни)

Второй эпизод – «Рождение Звезды» – утверждает проявившийся в изначальном мраке Свет, человеческие голоса, старинные инструменты и цветные созвучия светового органа воспевают свершившееся чудо – явление Великой Звезды. Музыка возносится в освященные ее светом небесные сферы. Поющие Ангелы возвещающие приход на землю Спасителя, им вторят остальные участники действа, отвечая земным возвышенно-радостным пением.

3.Кантига «Stella splendens»
(инструментовка «La Campanella»)

Третий эпизод Мистерии посвящен образу Марии, символу вечной женственности и любви.

4.«Блуждание во тьме – обретение Света – рождение Сына»
(Д. Пахлавуни, танец: Анастасия Шевченко)

Здесь сочетаются пластика танца и лирическое «Ave, Maria».

5.«Ave Maria» (Теодор Ефимов, ор. 20)

Холодное сияние космоса наполняется теперь теплотой и нежностью рождающихся созвучий.

6.Кантиги «Santa Maria amor», «Non sofre santa Maria»
(инструментовка «La Campanella»)

Пятый эпизод действа наиболее символичен, он посвящен трем дарам, принесенным Христу – золоту (царственной власти Спасителя), ладану (символу церковного служения) и смирне, которой будет умащено тело распятого Иисуса. Здесь музыка на время замолкает, уступив место строгой голосовой речетации.

7.«Дары» – Диалог: 4 + 4 (1 + 1)
(М. Чершинцева и «Vox Astorum»)

Но это лишь отступление перед финальным…
Шестым эпизодом Мистерии – «Чудом Рождества». Вновь сумрак окутывает участников действа, теперь им предстоит новое восхождение к сияющей высоте, на этот раз – к великому событию рождения Человека.

Финал Мистерии (М. Чершинцева и «Vox Astorum»):
8.«Становящаяся материя звука…

Напряжение музыки достигает наивысшей кульминации, в достигнутой гармонии слышатся боль и ликование, звуковая материя разрастается в многоцветный аккорд, подхватываемый унисоном голосов. Так, подобно светоносной Звезде, рождается Человек. В последнем эпизоде найденная гармония растворяется в возносящейся к небесам лирической мелодии.

9.…Чудо Созвучия»

На этой таинственной замирающей ноте завершается музыкальное действо, и символически начинается двухтысячелетняя история христианской эры, наполненной верой, болью, раскаянием и надеждой на грядущие чудеса. Музыка исчезает, оставив лишь тихий отзвук в человеческом сердце.

Мистерию воссоздают:

«Magnificent Memoirs» Д. Пахлавуни и М. Чершинцева – музыканты и видео-художники, авторы светового органа «LAD-1».

«Vox Astorum» - арт-группа студентов РГГУ кафедры Творчества (ФИИ, Культурология), ставящих своей целью открытие Нового звукового пространства, создаваемого человеческим голосом в его «аутентичном», свободным в стилевом отношении звучании. Участники: Мария Шеманова, Александра Гвоздовская, Кристина Ефременко, Анастасия Шевченко, Дарья Лесниченко, Анастасия Лыга, Раиса Зиновьева, Софья Лаврентьева (под рук. М. Чершинцевой).

Молодежный ансамбль старинной музыки «La Campanella» – лауреат II и III Московских Открытых конкурсов старинной музыки (2004 и 2005 гг.), дипломант Международного конкурса «Открытая Европа» (2006 г.). В постановке «Мистерии Рождества» приняли участие: Светлана Шевелева, Денис Яничев, Ярослав Садовский, Валерия Зайцева, Анастасия Браудо, Ксения Кудрявцева, Софья Костина, Мария Шеманова.

«…Ты, рожденный Сын звезд, их таинственный свет в Тебе,
и прекрасен взгляд небесный Твой, и на Твоем челе лик звездный…
Как он чудесен, свет Твой, и бесконечен он как Небеса над нами…
Сын звезд, Тебе поем мы… Сын звезд, Ты, сошедший с неба…
Чудо свершилось, Чудо Рождества…
И на земле покой, лишь мерцают звезды…»

Мистерия Рождества. Финал.

«Vox Astorum»:
История создания
«Мистерии Рождества»

Идея о создании «Мистерии» возникла в октябре 2010г. в рамках курса «Мюзикл: теория и практика» на Кафедре Творчества (преп. М.А. Чершинцева). Концепция нового предмета исходно предполагала свободное творческое общение студентов, раскрытие их музыкального, композиторского, режиссерского потенциала в формате музыкально-сценического «действа», задуманного, проработанного в деталях и, конечно, исполненного самими студентами.

Работа шла интересно, началась она с «музыкального» знакомства участников творческой группы – а именно, с «разговора» исключительно музыкальными средствами, открытия своего внутреннего звука, естественного голоса. Студенты приносили написанные ими музыкальные композиции, созданные в свободном стиле, формировали свой индивидуальный музыкальный язык. Каждый из участников должен был ответить для себя на вопросы о том, что же такое «творчество», в чем тайна этого явления, в чем его особая притягательность?

И вот, «заговорив» на музыкальном языке свободно, сложившаяся к этому моменту студенческая арт-группа приступила к созданию «Мистерии Рождества» – музыкального «действа», объединившего индивидуальные представления о природе звука и творчества в гармоничное «созвучие» идей. Арт-группа назвалась «Vox Astorum», туда вошли студенты 4 и 5 курсов: Мария Шеманова, Александра Гвоздовская, Кристина Ефременко, Анастасия Шевченко, Дарья Лесниченко, Анастасия Лыга, Раиса Зиновьева, Софья Лаврентьева. Каждый из участников арт-группы творил и экспериментировал по-своему, шла работа над концепцией, текстами «Мистерии», танцевальными эпизодами, символически выверенной сценографией, «светографией» и, конечно, самой музыкой.

Помочь нашим музыкантам в их творческом поиске вызвался профессиональный молодежный ансамбль старинной музыки «La Сampanella». Старинные Кантиги в «Мистерии Рождества» были исполнены Светланой Шевелевой, Денисом Яничевым, Ярославом Садовским, Валерией Зайцевой, Анастасией Браудо, Ксенией Кудрявцевой, Софьей Костиной и Марией Шемановой.

Свето- и цвето-музыкальные идеи участников студенческой арт-группы были воплощены на новом музыкальном инструменте – световом органе «LAD-1» (бронзовом призере премии МГУ «ЛомАрт» 2010, авт.: «Magnificent Memoirs» – М. Чершинцева, А. Арутюнян).

Четыре месяца работы увенчались знаменательным результатом – премьерой «Мистерии Рождества» в Музее декоративно-прикладного искусства (ВМДПИНИ) 24.12.2010., состоявшейся в рамках открытия интерактивного проекта – выставки современного искусства «Поделись Чудом!» (авт. Е. Попова). Вместе с нашими талантливыми музыкантами «Vox Astorum» и «La Сampanella» в проекте участвовали многие известные современные художники (С. Цигаль, Н. Бондарев, П. Стариков, К. Комардин, И. Мим и др.), а также драматурги, приглашенные Е. Поповой со всей России, артисты кукольного театра «Черная курица» и, как было задумано авторами, сами зрители проекта.

Вечер 24 декабря стал, как и бывает на Рождество, волшебным. Когда все гости собрались, а артисты были готовы начать представление, галерея погрузилась в полумрак, и в тишине прозвучал первый, еще не ясный отзвук будущей Мистерии – гул космического Хаоса. Медленно, подобно ряду теней, на сцене появились «Vox Astorum», их голоса вторглись в пространство «первозвука», и, преодолев диссонанс, вызвали к жизни гармонию – появившееся в луче света консонантное созвучие, ознаменовавшее первый символ Мистерии – «Вифлеемскую Звезду». Музыка следовала рождественскому символическому канону, проходя шаг за шагом священные мгновения волшебной истории о рождении Света. Строгое звучание Кантиг – средневековых песен (обработка «La Сampanella») – сочеталось с таинственностью космических световых органных созвучий (световой орган «LAD1»), с современной соносферой электронной и академической музыки. Мистерия завершилась, как и началась, в абсолютной тишине. Когда звук и свет исчезли, раздались аплодисменты, зрители благодарили музыкантов, и стало ясно, что первый показ нашей экспериментальной работы прошел успешно.

13 января 2011 (на «Старый Новый год») «Мистерия Рождества» была показана в Выставочном зале РГГУ. На этот раз само пространство зала, с уходящими в высоту потолками и прекрасной акустикой, помогло музыкантам сотворить маленькое творческое чудо. Блики от светового органа, отражаясь на стенах и потолке, создавали иллюзию средневекового церковного пространства, голоса звучали мягко и ясно, свет «Вифлеемской звезды» распространялся свободно, достигая пределов зала. Вновь и музыканты, и зрители погрузились в мистериальную атмосферу Рождества, нарушить которую никто не решался даже по окончании «действа».

Для тех, кто не смог быть на показах, мы выкладываем видео «Мистерии Рождества», не забудьте заглянуть в программку Мистерии, там много интересной информации!

А мы продолжаем нашу творческую работу. В наших планах есть электро-акустические, видео-музыкальные проекты, показы композиторских студенческих работ, авангардные и полистилистические сценические представления и многое другое!

М.А. Чершинцева

преп. Кафедры Творчества

РГГУ, 2011г.