Magnificent Memoirs

Конкурс студенческих сценариев 2011

Полевая Ольга

«Новый год»
[авторская редакция]

1 сцена.

Частный небольшой дом. Поздняя осень, уже выпал снег, на улице довольно холодно. Раннее утро. Пожилой мужчина, прощается со своим сыном его женой и дочкой (маленькая девочка лет пяти). Все действие происходит на крыльце дома. Уже все готово к отправлению.

Он: Ничего не забыли?

Его сын: Вроде нет. Пап, ты же в любой момент сможешь к нам приехать!?

Он: Конечно. Ну все, все! Счастливой дороги, сынок.

Прощаются. «Дети» садятся в машину. Он смотрит в след отъезжающей машине. Заходит в дом, секундное замешательство, идет на кухню, из маленького шкафчика достает сердечные капли, ставит чайник на конфорку. На полке, на уровне глаз стоит открытая коробка пакетированного чая и красивая запечатанная банка листового, он выбирает листовой. Взгляд героя медленно переходит от заварочного чайника в сторону окна. На улице усилился снег. Он-то и навел героя на первое воспоминание.

[Все детские воспоминания сопровождаются фоновой музыкой её почти не должно быть слышно, ощущение того, что она играет в голове у зрителя, а не в пространстве фильма].

(На фоне звучит «Утешение» Ференца Листа).

Зима, морозно, маленький мальчик в санках, его куда-то везут, Он поднимает личико вверх и смотрит на падающие холодные хлопья снега, вокруг почти ничего не видно, только где-то впереди силуэт грузной фигуры его отца. Воспоминание обрывает свист кипящего чайника.

Сцена 2.

Заваривает чай, идет в комнату (очень уютный, в теплых коричневых тонах, большой зал с камином (без огня). Садится в свое кресло и оглядывает комнату, погружаясь в воспоминания годовой давности. Это прошлый новый год. В зале накрыт стол, стоит наряженная ёлка, в камине горит огонь. Вся семья в сборе: Он, его жена, сын с семьей. К ним в гости пришли их давние друзья, пожилая пара со своим внуком (мальчик лет четырех). Атмосфера праздника, радости и счастья. Дети играют под ёлкой, взрослые поднимают тост за то, чтобы чаще быть в месте! После ужина, каждый занят своим делом: жена провожает гостей, невестка помогает убрать грязную посуду со стола, Он сидит в своем кресле с внучкой на коленях. Она треплет его бороду и что-то бормочет про Деда Мороза.

Этот момент погружает героя в его детские воспоминания.

(На фоне звучит «Кампанелла» Никколы Паганини).

Он, маленький, восхищается огромной елкой, хотя она абсолютно стандартная, его завораживает шумная компания (его родители, дедушка, бабушка, друзья и родственники). Он в упоении бегает из комнаты в комнату с новой игрушкой – самолётом. Расставляет руки, будто летит, и постоянно его взгляд натыкается то на мужчин, курящих на балконе, то на маму, которая разговаривает с какой-то родственницей, и в очередной раз, вбегая в зал, Он замер. В глубине комнаты на диване сидят рядом бабушка и дедушка. Мальчик не осознает, что заставило его остановится, Он просто фиксирует теплоту, нежность, трепет и любовь, которые связывают его дедушку и бабушку.

В комнате раздается телефонный звонок. Герою требуется несколько секунд, что бы прийти в себя. Он подходит к телефону, берет трубку, молчит. По его реакции понятно, что ему что-то очень бурно рассказывают. (Весь разговор не приносит герою никакой радости, Он еще находится в мире своих воспоминаний):

Он: Да… уехали… утром.

Щебет в телефонной трубке продолжается.

Он: Может быть.

Щебет в телефонной трубке продолжается.

Он: Хорошо, я обязательно сегодня приду. Что-нибудь принести к ужину?

Щебет в телефонной трубке продолжается.

Он: Счастливо, до вечера.

Он кладет трубку, и некоторое время смотрит в зеркало, которое висит рядом с консолью, на ней стоит телефон и маленькая модель самолётика.

В этом зеркале Он видит своего отца, очень давно он также стоял у зеркала и говорил по телефону. Герой играл в другом углу комнаты, музыка (та самая «Кампанелла» Никколы Паганини) звучала достаточно громко, и Он не слышал, что говорили взрослые, лишь интуитивно понимал, что происходит, что-то нехорошее. Его отец с хмурым лицом положил трубку и подошел к жене, она сидела на диване, ломая руки в предчувствии новости. Из-за музыки мальчик ничего не услышал, только увидел, как заплакала мама, и отец стал ее утешать. Следующий кадр: родители ведут его за руку в дом бабушки, на улице очень холодно, много снега и ему тяжело идти. В доме все, как Он привык те же вещи, много людей, но все они грустные. У бабушки и у мамы красные опухшие глаза, с ним никто не играет, а лишь гладят по голове и улыбаются, то ли извиняясь, то ли оправдываясь. Мальчик ищет дедушку, находит только фотографию в черной рамке. Он не разбирает отдельных слов, воспринимая только отдельные картинки на фоне монотонного шума причитаний и перешептываний.

Сцена 5.

Герой идет в магазин, долго выбирает вино. Пока Он стоит у стеллажа с алкоголем, молодой человек с тортом в руках на ходу берет вино (уже известной ему марки) и быстро направляется к кассе, за спиной героя в быстром темпе проходит мать с детьми, которые просят что-нибудь купить, группа молодых людей, видимо делающие покупки на Новый Год. После долгих раздумий Он берет то же вино, что взял молодой человек. Возвращаясь домой, его взгляд падает на играющих детей.

(На фоне вновь звучит «Кампанелла»).

Это наталкивает его на воспоминания о том, как он играл с мальчишками во дворе, а после, когда приходил домой, часто заставал бабушку (заметно постаревшую и одинокую старушку) возле окна. Услышав, что мальчик вернулся, она быстро утирала слезы и накрывала на стол. Теперь, так же как его бабушка, герой стоит у окна, Он не плачет, на его лице почти нет эмоций, только глаза выдают весь накал страстей, который происходит в душе героя. Больно, страшно, одиноко… Тишину нарушает звонок, молниеносная реакция, и Он уже у телефона. Слышны только его реплики:

- Все хорошо, как добрались?

- Как Машенька?

- Хорошо… Николай с Верой позвали сегодня к ним на ужин…

-Да… пойду.

- Хорошо. Ты звони еще сынок!

Сцена 6.

Он садится в кресло и включает телевизор. Его мысли далеки от реальности, Он опять в прошлом.

(На фоне звучит «Кампанелла»).

Семейный ужин, все в сборе: мама сидит рядом с папой, друзья семьи (муж с женой) тоже рядом, мальчик со своей игрушкой, и лишь бабушка одна, место дедушки пустое.

Бой часов заглушает шум телевизора и сообщает о том, что пора идти.

Герой на пороге дома своих друзей. Следующий кадр: Он сидит за столом, так же, как и его бабушка из последнего воспоминания. Одинок и нервно напряжен. Рядом с ним сидит маленький мальчик, который год назад был у них в Новогоднюю ночь. Ему не сидится спокойно, то он роняет столовые приборы, то кормит свои игрушки (киндер-сюрприз), разыгрываясь все сильнее, он начинает кидать маленькие фигурки сначала в свою тарелку, а затем в тарелку героя. Все это время Он был сконцентрирован на подавлении своих чувств, его раздражал играющий мальчик и счастливые лица друзей, которые думали, что скрашивают его одиночество. Не сдержавшись, Он делает замечание ребенку: «Перестань сейчас же! Нельзя, так нельзя!». Он сказал это не громко, но вложил в эту фразу всю свою боль, злость и отвращение к окружающему миру и самому себе. Это был посыл скорее не ребенку, а самому себе лично. Повисла пауза, никто не ожидал столь резкого высказывания.

Следующий кадр: на кухне сидит герой и его друг, полумрак.

Друг: Ну ты как?

Он: Хорошо (сдерживаясь)… Болит вот только…

Молчание.

Друг: Где?

Он: (очень тяжело) Да черт его знает! Здесь где-то (ударяет себя в грудь в области сердца).

Друг: Эээ брат!

Молчание.

Он: Знаешь, я тут вспомнил, как мы в детстве играли в прятки.
Сегодня шел из магазина, увидел мальчишек… и вспомнил…

Друд: Да… (мечтательно) Ты тогда лучше всех прятался!

Он: Я устал…

Друг: Чего?

Он: Прятаться…

Сцена 7.

Утро. Герой просыпается, садится на кровать, застилает ее...

Утро. Герой просыпается, садится на кровать, застилает ее, идет умываться…

Утро. Герой просыпается, садится на кровать, идет заваривать чай…

Утро. Герой просыпается, садится на кровать, ходит по комнате, подходит к календарю, 25 декабря…

Утро. Герой просыпается, садится на кровать, застилает ее, подходит к окну. На улице все покрыто снегом, как в сказке, Он впервые улыбается.

(На фоне звучит «Кампанелла»).

Вспоминает, как он играл в снежки, а дедушка ему подыгрывал! Как потом шли домой, где ждала их бабушка, счастливые, все в снегу. В этом радостном мире воспоминаний появляется, какой-то посторонний звук, это телефон. Это сын, герой знает это и с радостью отвечает:

- Хорошо! Как вы? Как Машенька?

- (немного озадачено) Жалко… Я думал, мы встретим его вместе.

- Я?

Долгое молчание, решение приносит облегчение.

- Да. Наверное, это хорошая идея.

- Я обязательно приеду к вам на Новый Год!

Идет умываться, с кружкой чая, довольный, садится в кресло и полностью отдается своей памяти и воображению:

Новый Год, его сын, невестка, внучка – все дома. Красивая елка, накрытый стол, сын рассказывает о своей новой работе. Внучка играет рядом с ёлкой в куклы. Герой не принимает в этом участия, он любуется на все это со стороны.

(На фоне звучит «Утешение» Ференца Листа. Музыка звучит до конца, все звуки накладываются на неё).

В комнату вбегает маленький мальчик и присоединяется к девочке, они вместе начинают играть. Герой узнает в мальчике себя… Он оборачивается туда, откуда прибежал ребенок. В кресле сидит дедушка, бабушка с мамой вносят в комнату праздничное блюдо, проходят мимо него и ставят на стол. Герой не испуган, он блаженно улыбается. Его отец завет всех за стол, шумно и весело! Бой курантов: раз… два…три… четыре… это уже не бой, а до боли знакомый звонок телефона.

Герой сидит в кресле, в тишине раздается звонок один за другим. Он не встает. Глаза его закрыты, на губах детская улыбка счастья, рука повисла вниз, и из кружки по капельке вытекает остаток чая…

Конец.

Комментарии